ФГОС по направлению подготовки 53.03.02 бакалавриат Музыкально-инструментальное искусство

Содержание:

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования — 53.03.02 бакалавриат музыкально-инструментальное искусство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 53.03.02 МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО(УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА) 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (далее соответственно — программа бакалавриата, направление подготовки). 

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:ОК — общекультурные компетенции;ОПК — общепрофессиональные компетенции;ПК — профессиональные компетенции;ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ. 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от форм обучения применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

 IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА 

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает:музыкальное исполнительство (исполнительство на музыкальных инструментах в оркестрах, ансамблях, выступление в качестве солистов и концертмейстеров);руководство творческими коллективами;музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;просветительство в области музыкального искусства и культуры;административную работу в учреждениях культуры и искусства.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:музыкальные произведения;музыкальные инструменты;слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;обучающиеся;авторы произведений музыкального искусства;творческие коллективы, исполнители;музыкальные театры, концертные организации, звукозаписывающие студии, средства массовой информации;центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:музыкально-исполнительская;педагогическая;художественное руководство творческим коллективом;организационно-управленческая;музыкально-просветительская;научно-исследовательская.При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации.Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академического бакалавриата);ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник программы бакалавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована его образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:музыкально-исполнительская деятельность:концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах — соло, с солистом, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;исполнение оркестровых и ансамблевых партий;овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю и в творческих коллективах;создание аранжировок и переложений;педагогическая деятельность:осуществление воспитательной и учебной (педагогической) работы в соответствии с требованиями образовательных стандартов;изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, формирование и развитие у обучающихся мотивации к обучению, осуществление их профессионального и личностного роста;развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;планирование образовательного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;применение при реализации образовательного процесса эффективных педагогических методик;организационно-управленческая деятельность:осуществление профессиональной деятельности в структурных подразделениях государственных (муниципальных) органах, осуществляющих государственное управление в сфере культуры, в организациях сферы культуры и искусства (филармониях, концертных организациях), в творческих союзах и обществах;участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;художественное руководство творческим коллективом:художественное руководство творческим коллективом, самодеятельными/любительскими в области народного творчества;руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;музыкально-просветительская деятельность:участие в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: выступление с концертами (соло, в составе ансамбля, оркестра, с оркестром, лекциях-концертах) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры;осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры;осуществление связи со средствами массовой информации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.научно-исследовательская деятельность:осуществление в рамках научного исследования сбора, обработки, анализа и обобщения информации;представление итогов научного исследования в виде рефератов, научных статей, учебных изданий. 

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТАПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 

5.1. В результате освоения программ бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями:способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);способностью использовать основы гуманитарных и социально-экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);готовностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-7);способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-8).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:способностью осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ОПК-1);способностью критически оценивать результаты собственной деятельности (ОПК-2);способностью применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ОПК-3);готовностью к постоянному накоплению знаний в области теории и истории искусства, позволяющих осознавать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (ОПК-4);готовностью к эффективному использованию в профессиональной деятельности знаний в области истории, теории музыкального искусства и музыкальной педагогики (ОПК-5).

5.4. Выпускник программы бакалавриата должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:музыкально-исполнительская деятельность:способностью демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1);способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2);способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3);способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-4);готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-5);способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-6);готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-7);готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-8);способностью организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, концертмейстерскую, сольную) и концертную работу (ПК-9);готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства (ПК-10);готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю (ПК-11);способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-12);способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-13);готовностью к музыкальному исполнительству в концертных и студийных условиях, работе со звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-14);способностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-15);способностью исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох (ПК-16);способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля (ПК-17);готовностью к изучению устройства своего инструмента и основ обращения с ним (ПК-18);педагогическая деятельность:способностью осуществлять педагогическую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-19);способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности (ПК-20);готовностью к изучению и овладению основным педагогическим репертуаром (ПК-21);готовностью к изучению принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе, методики подготовки к уроку, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения (ПК-22);способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-23);готовностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-24);способностью анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-25);способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-26);способностью ориентирования в выпускаемой профессиональной учебно-методической литературе (ПК-27);способностью планировать образовательный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-28);организационно-управленческая деятельность:готовностью к работе в коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства, нормативных и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-29);художественное руководство творческим коллективом:способностью осуществлять художественное руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-30);музыкально-просветительская деятельность:готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры (ПК-31);научно-исследовательская деятельность:способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации (ПК-32);способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования (ПК-33).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.


Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!