ФГОС по направлению подготовки 53.05.07 Специалитет Дирижирование военным духовым оркестром

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования — 53.05.07 Специалитет Дирижирование военным духовым оркестром

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по специальности 53.05.07
дирижирование военным духовым оркестром
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. N 1172)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 53.05.07 Дирижирование военным духовым оркестром (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК — общекультурные компетенции;
ОПК — общепрофессиональные компетенции;
ПК — профессиональные компетенции;
ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика специальности

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы*(1).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
музыкальное искусство, связанное с обеспечением служебной деятельности и досуга военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
деятельность штатных военных духовых оркестров и концертных ансамблей Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
дирижерское исполнительство (дирижирование произведений концертного и служебно-строевого репертуара);
музыкальную педагогику;
просветительскую и культурную деятельность в сфере музыкального искусства.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
органы управления военно-оркестровыми службами Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
штатные военные духовые оркестры и концертные ансамбли Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
музыкальные произведения, исполняемые штатными военными духовыми оркестрами и концертными ансамблями Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
военные образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации;
авторы — создатели произведений музыкального искусства;
учреждения культуры (филармонии, концертные залы, звукозаписывающие студии);
слушательская и зрительская аудитории (военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах).
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
организационно-управленческая;
художественно-творческая;
педагогическая.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационно-управленческая деятельность:
организация деятельности военно-оркестровой службы;
командование военным духовым оркестром, поддержание боевой готовности подразделения, принятие управленческих решений;
обеспечение безопасности военной службы при проведении занятий по боевой подготовке, при выполнении иных задач в повседневной деятельности;
организация учебных занятий, репетиционного процесса и концертной деятельности военного духового оркестра;
художественно-творческая деятельность:
дирижирование военным духовым оркестром, концертным ансамблем или хоровым коллективом в процессе концертных выступлений;
художественно обоснованный подбор репертуара военного духового оркестра, формирование концертных программ, выстраивание драматургии концертных представлений;
выполнение инструментовок, аранжировок, обработок, переложений;
для военного духового оркестра, эстрадных оркестров (ансамблей);
педагогическая деятельность:
проведение учебных занятий по боевой и специальной подготовке в военном духовом оркестре;
участие в военно-патриотическом воспитании военнослужащих и гражданского населения;
разработка и реализация просветительских проектов в сфере культуры и музыкального искусства.

V. Требования к результатам освоения программы специалитета

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе этических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);
способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);
способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке профессиональных и творческих задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);
способностью к осуществлению воспитательной и учебной (преподавательской) работы в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);
способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и применять соответствующие знания, навыки и умения для их формализации, анализа и выработки решения (ОПК-1);
способностью формировать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военной сфере, принимать управленческие решения, в том числе в ситуациях риска, готовностью к организационно-управленческой работе с коллективом (ОПК-2);
способностью обобщать и анализировать деятельность командиров по выработке решений на основе военно-исторического опыта (ОПК-3);
способностью использовать нормативную правовую базу Российской Федерации, ориентироваться в нормах военного и международного права, находить нужную правовую информацию и применять ее в практической профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью применять основные закономерности взаимодействия биосферы и человека, связанные с глобальными проблемами окружающей среды, а также экологические принципы рационального природопользования в ходе организации служебной деятельности (ОПК-5);
способностью обеспечивать соблюдение работниками требований безопасности в повседневной деятельности (ОПК-6);
способностью использовать основные методы защиты подчиненных и гражданского населения от возможных последствий аварий (разрушений), катастроф, стихийных бедствий, а также в условиях применения ядерного, химического, биологического оружия (ОПК-7);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе по защите государственной тайны (ОПК-8);
способностью применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ОПК-9);
способностью к освоению новых образцов программных, технических средств, информационных технологий и применению инноваций для решения профессиональных задач (ОПК-10);
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовать служебную и художественно-творческую деятельность военного духового оркестра, находить и принимать обоснованные управленческие решения в сфере профессиональной деятельности, обеспечивать их выполнение (ПК-1);
способностью определять главное в работе, определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными (ПК-2);
способностью обосновывать управленческие решения и управлять социальными процессами в различных условиях воинской деятельности (ПК-3);
способностью производить анализ особенностей деятельности военного духового оркестра и разрабатывать предложения по совершенствованию системы управления военно-оркестровой службой, проектов нормативных документов и методических материалов, регламентирующих работу в сфере профессиональной деятельности (ПК-4);
способностью организовывать общение с представителями средств массовой информации и общественности по вопросам жизнедеятельности военно-оркестровой службы (ПК-5);
художественно-творческая деятельность:
способностью проводить творческую работу, направленную на духовное, культурное, военно-патриотическое воспитание военнослужащих и гражданского населения Российской Федерации (ПК-6);
способностью управлять действиями военного оркестра при музыкальном обеспечении воинских ритуалов, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятий (ПК-7);
способностью применять специальные приемы управления военным оркестром при музыкальном обеспечении воинских ритуалов (ПК-8);
способностью создавать и осуществлять публично постановки концертных программ и плац-концертов военного духового оркестра (ПК-9);
способностью профессионально дирижировать военным духовым оркестром при исполнении произведений служебно-строевого, концертного репертуара (ПК-10);
способностью анализировать музыкальную форму и фактуру оркестровых произведений (ПК-11);
способностью исполнять на фортепиано, используя профессионально ориентированные навыки игры, отдельные партии и мелодико-гармоническую основу (комплекс основных голосов) партитуры военного духового оркестра (ПК-12);
способностью представить собственную исполнительскую интерпретацию музыкальных произведений различных эпох, жанров, стилей и реализовать исполнительский замысел в звучании военного духового оркестра в ходе репетиции и публичного исполнения (ПК-13);
способностью инструментовать для военного духового оркестра и аранжировать для эстрадного оркестра (ансамбля) произведения различных жанров, используя художественно-технические возможности духовых инструментов, ударных инструментов, струнных смычковых инструментов, арфы, электронных музыкальных инструментов (ПК-14);
способностью осуществлять переложения фортепианных и симфонических произведений, обрабатывать произведения песенного и танцевального жанров для военного духового оркестра, обрабатывать оркестровое сопровождение солисту-певцу, хору, солисту-инструменталисту (ПК-15);
способностью осуществлять переложения хоровых и вокальных произведений на различные хоровые составы (ПК-16);
способностью свободно применять в ходе инструментовки, аранжировки, обработки, переложения особенности нотации и сведения о транспозиции (ПК-17);
способностью обеспечить разучивание строевых песен и проведение занятий с сигналистами-барабанщиками в воинских подразделениях (ПК-18);
педагогическая деятельность:
способностью планировать и проводить занятия по боевой и специальной подготовке в военном духовом оркестре (ПК-19);
способностью применять на практике методики обучения и воспитания подчиненных, использовать военно-исторические знания для формирования у подчиненных высоких морально-боевых качеств, привития личному составу чувств патриотизма, верности Конституции Российской Федерации, Военной присяге, воинским традициям и Вооруженным Силам Российской Федерации (ПК-20);
способностью применять культурологические знания в формировании профессиональной и общей культуры военнослужащих (ПК-21);
способностью осуществлять правовое воспитание в подразделении (ПК-22);
способностью использовать результаты психологического анализа индивидуальных личностных особенностей военнослужащих в интересах повышения эффективности деятельности подчинённых, применять формы и методы целенаправленного психолого-педагогического воздействия на формирование личности различных категорий военнослужащих, с учетом их социальных, психологических, возрастных и национальных особенностей, руководить их самовоспитанием и самообразованием (ПК-23);
способностью вести образовательную деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, используя знание педагогического репертуара инструментов военного духового оркестра, методики обучения игре на духовых и ударных инструментах, методики преподавания дирижирования, инструментовки, чтения партитур и других специальных музыкальных дисциплин (модулей) (ПК-24).
5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
ГАРАНТ:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации*(2).

VI. Требования к структуре программы специалитета

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одной специализации программы специалитета.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*(3).


Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии