ФГОС по направлению подготовки 55.05.02 Специалитет Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования — 55.05.02 Специалитет Звукорежиссура аудиовизуальных искусств

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
55.05.02 ЗВУКОРЕЖИССУРА АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ
(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК — общекультурные компетенции;
ОПК — общепрофессиональные компетенции;
ПК — профессиональные компетенции;
ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 330 зачетных единиц (далее — з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5,5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану, не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
аудиовизуальные (в том числе экранные — кинематограф, телевидение) и смежные искусства (фильмы — учебные пособия, продукты мультимедиа: компьютерные игры, кино для мобильных телефонов);
медиаобразование;
исследовательская и архивная деятельность в фондах фонограмм и другой аудиовизуальной продукции, фонотеках и библиотеках.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
аудиовизуальные (в том числе экранные) произведения различных видов и направлений и произведения смежных искусств;
фонограмма произведений аудиовизуальных искусств;
фонотеки;
собрания архивов аудиовизуальной продукции;
зрители как потребители экранной продукции, в том числе кинематографа, телевидения, продуктов мультимедиа;
продюсеры, режиссеры, актеры и исполнители, авторы произведений, редакторы, а также специалисты всех квалификаций (кино-, теле- и других экранных искусств) и производящих компаний в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования;
творческие коллективы, съемочные группы, звуковые команды (бригады) производственного и постпроизводственного периодов;
творческо-производственный и организационно-управленческий процесс в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования;
отделы искусств средств массовой информации;
учреждения культуры, агентства, творческие союзы;
современный кинопроцесс и проблемы производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов;
современное состояние и перспективы развития отраслей аудиовизуальной сферы;
социально-культурная среда;
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного образования.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
творческо-производственная и авторская;
научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
педагогическая;
архивная;
культурно-просветительская;
экспертно-методическая.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
творческо-производственная и авторская деятельность:
выполнение работы звукорежиссера аудиовизуальных (в том числе экранных) произведений различных видов и направлений, а также произведений смежных искусств;
выполнение работы в составе творческих коллективов;
создание в процессе творческо-производственной деятельности в сотворчестве с режиссером-постановщиком, продюсером, композитором и исполнителями концепции фонографии аудиовизуальных (в том числе экранных) произведений и произведений смежных искусств;
воплощение концепции фонографии фильма с использованием технических и технологических возможностей всего комплекса электроакустического, звукотехнического и электромузыкального оборудования при грамотном сотрудничестве с техническими службами;
создание звукозрительного художественного образа, творческой интерпретации исполнения с помощью технических средств в целях передачи зрителю режиссерского и исполнительского замысла;
владение современными технологиями записи, обработки звука и звукоусиления.
научно-исследовательская деятельность:
исследование роли звука и процессов развития в аудиовизуальных и смежных произведениях искусств;
проведение научных исследований (как самостоятельно, так и в составе исследовательской группы) в соответствии с квалификацией;
участие в качестве ассистента на отдельных этапах (разделах) исследовательских проектов в области теории звукорежиссуры, звукозаписи, звукоусиления и акустики;
написание научных работ (научных статей и монографий, участие в коллективных сборниках);
участие в научных конференциях, конвенциях звукорежиссеров и аудиоинженеров, конкурсах и фестивалях.
организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческой работы в творческих коллективах;
руководство творческо-производственным процессом создания звукового решения аудиовизуальных произведений искусств;
планирование проектов и участие в мероприятиях профильной направленности;
участие в работе по организации творческих проектов (мероприятий, фестивалей, конкурсов, в том числе, мастер-классов).
педагогическая деятельность:
преподавание дисциплин в области своей профессиональной деятельности;
участие в подготовке материалов для учебно-методических комплексов в области своей профессиональной деятельности;
разработка инновационных методик практических курсов медиаобразования по звукорежиссуре.
архивная деятельность:
формирование и систематизация фондов фонограмм и другой аудиовизуальной продукции;
реставрация фонограмм.
культурно-просветительская деятельность:
формирование художественно-эстетических взглядов общества по проблемам звукового решения аудиовизуальных произведений искусств и эстетики кинофонографии через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;
организация и участие в пресс-конференциях, выступление с публичными лекциями в различных аудиториях, работа в структурных подразделениях связи с общественностью, средствах массовой информации;
осуществление профессиональных консультаций по вопросам звукорежиссуры аудиовизуальных искусств;
экспертно-методическая деятельность:
осуществление экспертной оценки фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств;
осуществление критической деятельности в средствах массовой информации в форме книг, статей, текстов на конференциях, в рамках круглых столов;
участие в работе отборочных комиссий и жюри профессиональных фестивалей, конкурсов и других творческих мероприятий в сфере аудиовизуальных искусств;
оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области аудиовизуальных искусств.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
творческо-производственная и авторская деятельность:
способностью понимать значимость своей будущей специальности (ПК-1);
способностью осуществлять профессиональную звукорежиссерскую деятельность в области аудиовизуального искусства, создавать оригинальные звуковые решения, владея всеми средствами художественной выразительности кинематографа, телевизионного искусства (ПК-2);
способностью демонстрировать знания и опыт в широком диапазоне творческой, практической деятельности, включая умение вести переговоры, осуществлять долговременное планирование, выступать с докладами и сообщениями, позиционировать себя на рынке творческого труда (ПК-3);
способностью создавать на высоком профессиональном уровне конкурентоспособную продукцию в области звукорежиссерского искусства и уметь выражать свой творческий замысел с привлечением технических и художественно-выразительных средств (ПК-4);
способностью к работе с разноплановыми интеллектуальными и практическими задачами, способностью понимать, закреплять и развивать межличностные отношения, осуществлять передачу и обмен знаниями, мыслями, переживаниями, культурно-нравственными ценностями и результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления деятельности (ПК-5);
способностью к пониманию взаимоотношений теории и практики в области звукорежиссуры аудиовизуальных искусств в целом и демонстрации их взаимосвязи путем использования различных техник и методов реализации полученных знаний на практике (ПК-6);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения с помощью информационных технологий, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять свое научное мировоззрение (ПК-7);
способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, в качестве руководителя формировать цели и задачи трудового коллектива, принимать решения в сложной ситуации, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ПК-8);
способностью пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, владея необходимыми для этого компьютерными программами (ПК-9);
способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения, использовать для решения творческих задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способностью принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения на основе обширных знаний в данной области практики и теории, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ПК-11);
способностью ответственно относиться к своей трудовой деятельности, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ПК-12);
научно-исследовательская деятельность:
способностью выявлять систему ценностных ориентаций общества, определять его эстетические, духовные потребности в конкретном творческом продукте (ПК-13);
способностью использовать специальную литературу, как в избранном виде искусства, так и в других смежных его видах (ПК-14);
способностью анализировать сущность художественной моды и ее национально-историческую специфику, способностью понимать истоки и структуру общественной оценки явлений искусства (ПК-15);
способностью анализировать главные признаки замысла произведения аудиовизуального искусства, его стилистики, звукового решения, исполнительских особенностей (ПК-16);
способностью вести работу по систематизации и осмыслению научно-исследовательских материалов о роли звука и процессов развития в аудиовизуальных и смежных произведениях искусств с целью формирования методической литературы (ПК-17);
способностью вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, руководить отдельными этапами (разделами) исследовательских проектов в области теории звукозаписи, звукоусиления и акустики, представлять итоги проделанной работы, научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей (ПК-18);
способностью на научной основе организовать свой труд, оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований и творческо-производственной деятельности (ПК-19);
организационно-управленческая деятельность:
способностью осуществлять эффективное управление творческими группами, персоналом производящих студий и продюсерских компаний, применять современные методы мотивации, координации и контроля (ПК-20);
способностью участвовать в продюсировании отдельных проектов, мероприятий в сфере телевидения, кинематографа и театрального искусства, используя современные методы создания и продвижения продукта кинематографа (ПК-21);
педагогическая деятельность:
способностью преподавать специальные дисциплины в соответствии с профилем профессиональной деятельности в области звукорежиссуры аудиовизуальных (экранных) искусств, истории и теории звукорежиссуры кино и других экранных, а также смежных искусств для обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного образования (ПК-22);
способностью участвовать в подготовке материалов для учебно-методических комплексов по дисциплинам (модулям), планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы (ПК-23);
способностью анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, разрабатывать инновационные методики практических курсов медиаобразования по звукорежиссуре (ПК-24);
способностью постоянно повышать уровень профессиональной квалификации (ПК-25);
архивная деятельность:
способностью участвовать в формировании, реставрации и систематизации фондов фонограмм и другой аудиовизуальной продукции (ПК-26);
культурно-просветительская деятельность:
способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений звукорежиссуры, участвовать в проведении пресс-конференций и других публичных мероприятиях, влияющих на формирование художественно-эстетических взглядов общества по проблемам звукового решения аудиовизуальных произведений искусств и эстетики кинофонографии (ПК-27);
экспертно-методическая деятельность:
способностью осуществлять анализ и экспертную оценку фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств, оказать компетентную консультационную помощь по разработке и реализации инновационных проектов и программ в области аудиовизуальных искусств (ПК-28).
5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.6 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.


Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!