ФГОС по направлению подготовки 55.05.03 Специалитет Кинооператорство

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования — 55.05.03 Специалитет Кинооператорство

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по специальности
55.05.03 Кинооператорство
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1021)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 55.05.03 Кинооператорство (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК — общекультурные компетенции;
ОПК — общепрофессиональные компетенции;
ПК — профессиональные компетенции;
ПСК — профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика специальности

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
создание в процессе художественно-творческой и производственной работы аудиовизуального произведения;
руководящую работу в кино- и телеорганизациях;
педагогику.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
кино-, теле- видеостудии и другие кинематографические и телевизионные организации, радио, издательства, редакции газет и журналов, отделы искусств средств массовой информации, научно-исследовательские институты и лаборатории.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
художественно-творческая;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
педагогическая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 «Кинооператор»;
специализация N 2 «Телеоператор».
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета: художественно-творческая деятельность:
создание художественных кинопроизведений различных жанров, обеспечение их высокого художественного и технического уровня, обеспечивающего публичный показ этих произведений, участие в работе по пропаганде киноискусства, привлечению зрителей в сотрудничестве с режиссёром-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссёром, продюсером и другими участниками съемочной группы;
создание и публичный показ игровых телевизионных, театральных постановок, спортивных телевизионных передач, документальных фильмов, сюжетов для телепереодики, видеоочерков, видеорепортажей, ток шоу, концертов, обеспечение их высокого художественного уровня, участие в работе по пропаганде кинотелеискусства, привлечению зрителей к сотрудничеству с режиссёром-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссёром, продюсером и другими участниками съёмочной группы;
производственно-технологическая деятельность:
использование техники художественного киноосвещения в павильоне, в интерьерах и на натуре, техники кинопортретной съёмки кинематографа, комбинированных и специальных съёмок, а также цифровых технологий и компьютерной графики, средств специальной операторской съёмочной техники, современной техники звуковой и репортажной съемки, техники съёмки в любом профессиональном формате с разрешением не менее чем 4К, постановочных и документальных методов съёмок при соблюдении правил техники безопасности и противопожарной защиты;
использование техники освещения при документальной и игровой съёмке, в интерьерах и на натуре, техники кинопортретной съёмки, комбинированных и специальных съёмок, цифровых технологий и компьютерной графики, средств специальной операторской съёмочной техники; современной техники звуковой и репортажной съёмки; техники съёмки в любом профессиональном формате с разрешением не менее чем 1920×1080 элементов изображения, производство постановочных и документальных методов съёмок при соблюдении правил техники безопасности и противопожарной защиты;
организационно-управленческая деятельность:
анализ творческого процесса как объекта управления, определение вместе с режиссером и продюсером стоимостной оценки производства аудиовизуальной продукции, организация творческо-производственную подготовки к съёмке фильма и съёмочно-постановочной работы над фильмом; в соответствии со специализациями: специализация N 1 «Кинооператор»:
постановка фильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы;
использование техники художественного киноосвещения в павильоне, в интерьерах и на натуре;
использование техники кинопортретной съемки;
использование техники комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики;
использование средств специальной операторской съемочной техники; использование современной техники звуковой и репортажной съемки; использование техники съемки в любом профессиональном формате; использование постановочных и документальных методов съемок; анализ творческого процесса как объекта управления;
определение с режиссером и продюсером стоимостной оценки производства аудиовизуальной продукции;
организация творческо-производственной подготовки к съемке фильма; организация съемочно-постановочной работы над фильмом; кооперация с коллегами и работа в коллективе;
взаимоотношения с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе;
специализация N 2 «Телеоператор»:
работа в создании документальных фильмов, сюжетов для телепереодики, видеоочерков, видеорепортажей, ток шоу, концертов, театральных постановок, спортивных передач;
постановка телефильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы;
использование техники освещения при документальной съемке; использование техники художественного киноосвещения в кино-, телепавильоне, в интерьерах и на натуре;
использование техники кинопортретной съемки;
использование техники комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики;
использование средства специальной операторской съемочной техники; использование современной техники звуковой и репортажной съемки; использование техники съемки в любом профессиональном формате; использование постановочных и документальных методов съемок; анализ творческого процесса как объекта управления;
определение вместе с режиссером и продюсером стоимостной оценки производства аудиовизуальной продукции;
организация творческо-производственной подготовки к съемке телефильма; организация съемочно-постановочной работы над телефильмом; взаимоотношения с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе.

V. Требования к результатам освоения программы специалитета

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
способностью ориентироваться в базовых положениях экономической теории, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда (ПК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания, умения, в том числе в новых областях знаний (ПК-2);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками проведения научных исследований (ПК-3);
способностью на понимание значимости своей будущей специальности, имеет ответственное отношений к своей трудовой деятельности (ПК-4);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и умением использовать правила техники безопасности и противопожарной защиты (ПК-5).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации (при наличии) программы специалитета:
специализация N 1 «Кинооператор»:
способностью и готовностью к постановке фильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами, композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы (ПСК-1.1);
способностью и готовностью использовать технику художественного киноосвещения в павильоне, в интерьерах и на натуре (ПСК-1.2);
способностью и готовностью использовать технику кинопортретной съемки (ПСК-1.3);
способностью и готовностью использовать технику комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики (ПСК-1.4);
способностью и готовностью использовать средства специальной операторской съемочной техники (ПСК-1.5);
способностью и готовностью использовать современную технику звуковой и репортажной съемки (ПСК-1.6);
способностью и готовностью использовать технику съемки в любом профессиональном формате (ПСК-1.7);
способностью и готовностью использовать постановочные и документальные методы съемок (ПСК-1.8);
способностью и готовностью анализировать творческий процесс как объект управления (ПСК-1.9);
способностью и готовностью определять с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции (ПСК-1.10);
способностью и готовностью организовывать творческо-производственную подготовку к съемке фильма (ПСК-1.11);
способностью и готовностью организовывать съемочно-постановочную работу над фильмом (ПСК-1.12);
способностью и готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ПСК-1.13);
способностью и готовностью к взаимоотношениям с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе (ПСК-1.14);
специализация N 2 «Телеоператор»:
способностью и готовностью к работе в создании документальных фильмов, сюжетов для телепереодики, видеоочерков, видеорепортажей, ток шоу, концертов, театральных постановок, спортивных передач (ПСК-2.1);
способностью и готовностью к постановке телефильма в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, кинодраматургом, художником, артистами,
композитором, звукорежиссером, продюсером и другими участниками съемочной группы (ПСК-2.2);
способностью и готовностью использовать технику освещения при документальной съемке (ПСК-2.3);
способностью и готовностью использовать технику художественного киноосвещения в кино-, телепавильоне, в интерьерах и на натуре (ПСК-2.4);
способностью и готовностью использовать технику кинопортретной съемки (ПСК-2.5);
способностью и готовностью использовать технику комбинированных и специальных съемок, цифровых технологий и компьютерной графики (ПСК-2.6);
способностью и готовностью использовать средства специальной операторской съемочной техники (ПСК-2.7);
способностью и готовностью использовать современную технику звуковой и репортажной съемки (ПСК-2.8);
способностью и готовностью использовать технику съемки в любом профессиональном формате (ПСК-2.9);
способностью и готовностью использовать постановочные и документальные методы съемок (ПСК-2.10);
способностью и готовностью анализировать творческий процесс как объект управления (ПСК-2.11);
способностью и готовностью определять вместе с режиссером и продюсером стоимостную оценку производства аудиовизуальной продукции (ПСК-2.12);
способностью и готовностью организовывать творческо-производственную подготовку к съемке телефильма (ПСК-2.13);
способностью и готовностью организовывать съемочно-постановочную работу над телефильмом (ПСК-2.14);
способностью и готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ПСК-2.15);
способностью и готовностью к взаимоотношениям с представителями других творческих профессий в съемочном коллективе (ПСК-2.16).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания, и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. Требования к структуре программы специалитета

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специализации программы специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*.


Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!