ФГОС по направлению подготовки 55.05.05 Специалитет Киноведение

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования — 55.05.05 Специалитет Киноведение

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по специальности
55.05.05 Киноведение
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1017)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 55.05.05 Киноведение (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК — общекультурные компетенции;

ОПК — общепрофессиональные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

ПСК — профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика специальности

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).

Пункт 3.2 изменен с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

См. предыдущую редакцию

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

Пункт 3.3 изменен с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

См. предыдущую редакцию

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану, не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

4.1 Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

научно-исследовательскую работу в научно-исследовательских организациях, образовательных организациях высшего образования, архивах фото- и аудиовизуальных произведений, специализированных музеях, библиотеках, информационных центрах и агентствах;

редакторскую, творческую, организационно-управленческую деятельность в организациях, специализирующихся в области производства, распространения, продвижения и показа аудиовизуальной продукции;

авторскую работу по созданию аудио и аудиовизуальных произведений просветительского и учебного характера, связанных с кинематографом и смежными искусствами (фильмов по отдельным периодам истории мирового и отечественного кино, фильмов — учебных пособий по основным кинематографическим и телевизионным специальностям);

журналистскую, критическую и экспертно-методическую деятельность в учреждениях культуры, агентствах, творческих союзах, издательствах, средствах массовой информации;

деятельность по разработке стратегии и тактики развития отечественного кино и смежных видов аудиовизуальных искусств в федеральных органах государственной власти в сфере культуры, а также предприятий и компаний;

преподавание дисциплин (модулей) в области своей профессиональной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

архивную деятельность по формированию, систематизации и хранению фондов фильмовой и другой аудиовизуальной продукции;

культурно-просветительскую работу в области культуры, экранных искусств и медиаобразования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

исторические процессы в развитии аудиовизуальной культуры и экранных искусств;

теоретические концепции в области кино и других видов экранной культуры;

современный кинопроцесс и проблемы производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов;

современное состояние и перспективы развития отраслей аудиовизуальной сферы;

социально-культурная среда;

творчество мастеров отечественного и зарубежного кино;

аудиовизуальные произведения различных видов и направлений;

творческие процессы в организациях кинематографии и телевидения;

средства массовой информации;

собрания архивов аудиовизуальной продукции;

организации, осуществляющие образовательную деятельность;

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

научно-исследовательская;

творческо-производственная;

журналистская, критическая и редакционно-издательская;

педагогическая;

архивная;

культурно-просветительская;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований (как самостоятельно, так и в составе исследовательской группы);

написание научных работ (научных статей и монографий, участие в коллективных сборниках);

исследование исторических процессов развития кино и других аудиовизуальных искусств;

разработки в области визуальной антропологии, визуальной социологии и психологии;

исследование теоретических концепций в области экранной культуры;

изучение аудиовизуальных произведений;

руководство исследовательскими проектами; творческо-производственная деятельность:

владение спецификой творческо-производственной деятельности в сфере создания аудиовизуальной продукции различных видов, жанров, направлений;

освоение практических навыков работы редактора, эксперта, консультанта, составителя программ, разработчика проектов в области производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов и других видов аудиовизуальных произведений;

журналистская, критическая и редакционно-издателъская# деятельность:

осуществление журналистской и критической деятельности в средствах массовой информации в форме книг, статей, интернет-текстов, аналитических и дискуссионных телепрограмм, участия в обсуждении фильмов и других видов аудиовизуальной продукции на конференциях, круглых столах, а также работа в сфере профессиональных кинофестивалей;

осуществление редакционной работы в издательствах, редакциях периодических изданий, на радио, телевидении, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»);

педагогическая деятельность:

преподавание киноисторических и кинотеоретических дисциплин;

подготовка учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам; разработка инновационных методик лекционных курсов медиаобразования;

выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов художественно-педагогического процесса;

архивная деятельность:

работа по описанию, каталогизации, пополнению и восстановлению фондов фильмов и других аудиовизуальных произведений;

поиск и архивирование материалов и документов по истории аудиовизуальной культуры;

создание базы архивных данных в сфере аудиовизуальных искусств для включения их в общекультурный оборот;

написание и издание справочной и аналитической литературы по архивным материалам;

взаимодействие с зарубежными архивами;

культурно-просветительская деятельность:

организация работы, связанной с изучением состояния и проблем отечественного и зарубежного кино и других видов аудиовизуальной культуры;

разработка методик пропаганды достижений аудиовизуальной культуры (в том числе с использованием возможностей радио, телевидения, сети «Интернет», периодических изданий);

организация и участие в пресс-конференциях и других пиар-акциях;

выступление с публичными лекциями в различных аудиториях;

работа в информационно-рекламных службах, структурах связи с общественностью, средствах массовой информации;

организационно-управленческая деятельность:

осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя структурного подразделения в федеральных государственных органах и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере культуры, в организациях отраслей аудиовизуальной сферы (киностудии, телевизионные компании, прокатные, вещательные, кинозрелищные организации), в творческих союзах и обществах;

руководство подразделениями, осуществляющими в организациях кинематографии и телевидения связь со средствами массовой информации;

рассмотрение авторских заявок, сценариев и проектов, вынесение по ним заключений, подготовка авторских договоров, ведение их учета и контроля выполнения договорных обязательств;

участие в работе по организации творческих проектов (фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных и других мероприятий).

V. Требования к результатам освоения программы специалитета

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (OK-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности (ОК-4);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОПК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к участию в общественно-политической жизни (ОПК-2);

способностью ориентироваться в социальной среде, в базовых положениях экономической теории и права, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно осуществлять поиск работы на рынке труда, владеть методами экономической оценки и правового регулирования интеллектуального труда (ОПК-3);

способностью принять ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения на основе обширных знаний в данной области практики и теории, находить и принимать решения в условиях различных мнений (ОПК-4);

способностью к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности, владением методами пропаганды научных и художественных достижений (ОПК-5);

демонстрацией активной гражданской позиции, нацеленностью на совершенствование современного общества на принципах гуманизма и демократии (ОПК-6);

владением литературной и деловой письменной, устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОПК-7);

способностью проявлять уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другим культурам, способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации (ОПК-8);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения (ОПК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности, для развития социальных и профессиональных компетенций (ОПК-10);

способностью выстраивать и реализовывать перспективные направления интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОПК-11);

способностью организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОПК-12).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована образовательная программа:

научно-исследовательская деятельность:

способностью собирать, систематизировать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим научным проблемам, ориентироваться в сфере экранного искусства, аудиовизуальной культуры и науки в историческом контексте (ПК-1);

способностью выполнять научно-техническую работу, научные исследования как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно, руководить научно-исследовательской работой (как отдельными этапами, разделами, так и в целом), составлять научные тексты на иностранных языках (ПК-2);

способностью участвовать в информационном маркетинге, осуществлять исследования в области экранной культуры и искусства, участвовать в междисциплинарных исследованиях социально-культурной сферы и социально-культурной среды, в том числе зрительской аудитории (ПК-3);

способностью использовать знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении социально значимых проектов, при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ПК-4);

творческо-производственная деятельность:

способностью ориентироваться в текущем художественном, в том числе в аудиовизуальном процессе, в художественных направлениях, стилевых и жанровых формах кино и других видов экранных искусств (ПК-5);

способностью организовывать творческую работу, связанную с созданием, распространением и показом кинематографической и других видов аудиовизуальной продукции (ПК-6);

способностью в качестве редактора, эксперта, консультанта участвовать в процессе создания кинематографической и другой аудиовизуальной продукции, использовать для достижения художественных целей знания в области аудиовизуальных технологий и технических средств экранного творчества (ПК-7);

способностью вести работу с создателями аудиовизуального произведения, обладателями авторских и смежных прав, осуществлять подготовку авторских договоров, ведение их учета и контроля выполнения договорных обязательств (ПК-8);

журналистская, критическая и редакционно-издательская деятельность:

способностью осуществлять авторскую журналистскую и критическую деятельность в средствах массовой информации в форме статей, книг, интернет-текстов, аналитических телепрограмм (ПК-9);

способностью активно участвовать в обсуждении фильмов и другой аудиовизуальной продукции на конференциях, дискуссиях (ПК-10);

способностью выполнять редакционную работу и организовывать издательскую деятельность в периодических изданиях, на телевидении и радио, в сети «Интернет» (ПК-11);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать дисциплины (модули), связанные с профессиональной деятельностью (ПК-12);

способностью осуществлять разработку инновационных методик лекционных курсов медиаобразования (ПК-13);

архивная деятельность:

способностью организовывать и проводить работу в архивных учреждениях в сфере кинематографии и других экранных искусств, в том числе взаимодействовать с зарубежными архивами (ПК-14);

культурно-просветительская деятельность:

способностью к исследованию и популяризации состояния и проблем текущей практики отечественного и зарубежного кино и других видов аудиовизуальных искусств (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

способностью выполнять управленческие функции в федеральных государственных органах и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере культуры и массовых коммуникаций, творческих союзах и обществах, в организациях аудиовизуальной сферы — киностудиях, телевизионных компаниях, прокатных, вещательных, кинозрелищных организациях (ПК-16).

5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. Требования к структуре программы специалитета

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одной специализации программы специалитета.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»,

который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации*.


Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии