Перейти к содержимому

Парадигмы программирования

Программирование

Сегодня мы разберемся что такое парадигмы программирования и отличительные черты каждого из них.

Определение парадигмы звучит обычно таким образом:

парадигмы это совокупность принципов идей и понятий которые определяют стиль написания компьютерной программы.

Восклицательный знак, знак внимание также нужно отметить, что парадигмы бывают не только в программировании, но и в философии и т.д.

Отталкиваясь от определения можно сказать что парадигма программирования это определенный набор принципов для написания компьютерной программы.

Виды парадигм программирования

Так уж сложилось что многие программисты предлагали свои принципы, пути написания программы, и как следствие возникло большое количество парадигм.

Перечислим самые популярные из них:

  • Императивное программирование
  • Структурное программирование
  • Декларативное программирование
  • Объектно-ориентированное программирование

Восклицательный знак, знак внимание На самом деле, есть ещё множество других парадигм, которые мы не перечислили в списке, мы охватываем лишь самые известные из них.

Кратко рассмотрим каждую из них

Императивное программирование

Самая первая парадигма, которая образовалась сразу же после появления компьютеров.

Восклицательный знак, знак внимание от английского imperative — приказ

отличительные черты императивного программирования:

в исходном коде записываются «приказы» команды, а не классы, как в отличии например от объектно-ориентированного программирования.

Все инструкции должны выполняться последовательно, один за другим (например мы не можем перескакивать с одного участка кода на другой)

После выполнения инструкций данные могут записываться в память и считываться памяти.

Языки представители парадигмы: машинные (бинарные) коды,  Ассамблер, fortran, algol, cobol

Структурное программирование

Восклицательный знак, знак внимание предложил этот метод нидерландский ученый

Эдсгер Дейкстра 1930 — 2002г

А вот основным в структурном программировании является понятие блоков и иерархической структуры и в которой используются три основных управляющих структур:

  • последовательность
  • цикл
  • ветвление

Структурное программирование имеет также 7 принципов, описанный Дейкстрой:

  1. полный отказ использования оператора goto; *
  2. любая программа строиться на трех управляющих структурах последовальность, цикл и ветвление;
  3. базовые управляющие структуры могут быть вложены в друг друга, как угодно;
  4. Повторяющие компоненты, оформлять как подпрограммы;
  5. каждая логическая структура следует оформлять как блок;
  6. все структуры должны имеет один вход и один выход, и не более;
  7. разработка программы должна идти пошагово «лестницей» (методом сверху вниз)

* — Восклицательный знак, знак внимание goto — оператор безусловного перехода, который широко использовался в 1970-х

Интересна информатика? читайте также нашу лекцию системы счисления

Декларативное программирование

представляет собой спецификацию решения задачи, и описывает что такое проблема и ожидаемый результат от работы.

Противопоставляется императивному программированию потому что в декларативном программирование описывается что сделать, а в другом как сделать.

Объектно-ориентированное программирование (ООП)

является самым популярном и общеиспользуемой парадигмой  принятой во всем мире почти всеми  программистами. Всё промышленное программирование построено на этом. Основная идея заключается в том чтобы представить программу в виде объектов который в свою очередь представляет экземпляром класса, а классы в свою очередь образуют иерархию наследования.

Основные понятия ООП

Абстракция данных — выделение значимой информации и отделение её от незначимой.

Инкапсуляция — это такое свойство которое позволяет объединить данные, методы в классе

Наследование — свойство которое позволяет создать новый класс на основе старого (унаследовать все его свойства)

Полиморфизм — а это свойство позволяет использовать объекты с  одинаковым интерфейсом

Объект  — сущность в адресном пространстве появляющийся при создании экземпляра класса

Класс — универсальный тип данных состоящий из полей (наборов данных) и методов (как взаимодейтвовать с ними)

Список других парадигм можно продолжать долго, но мы рассмотрели только самые основные из них.

Также эта лекция доступна в видеоформате:

Помните, что вопросы можно задавать в комментариях.

4.1/5 - (11 голосов)
Спасибо что пользуетесь сайтом best-exam. Поделитесь сайтом с друзьями!